Экосистема студенческого предпринимательства

Елдос Сабит: «Главное – добить проект и помочь людям».

  • 5 Feb
  • 2019

Елдос Сабит: «Главное – добить проект и помочь людям».

Летом 2018 года в Павлодарской области, городе Аксу, состоялся «лагерь больших идей» - Big Ideas Camp – летняя предпринимательская школа, организованная компанией ERG (Евразийская группа) совместно с Ассоциацией друзей Тель-Авивского университета и Almaty Management University.

В проекте приняли участие 72 студента из 9 вузов Костанайской, Павлодарской, Актюбинской и Карагандинской областей. Студенты в течение недели должны были развивать свои предпринимательские навыки и трудиться над созданием собственного бизнеса под руководством опытных наставников. В конце им предстояло защитить проект перед жюри и, возможно, выиграть приз – целевой грант в 500 000 тенге на реализацию своего стартапа.

Одним из фаворитов лагеря стала команда Nurteam (ментор команды – преподаватель AlmaU Владислав Островский), предложившая решение проблем для людей, лишившихся верхних конечностей. Проект Kazbionic (бионические протезы рук на голосовом и импульсном управлении) – имеет серьезные перспективы, особенно учитывая, сколько инвалидов в Казахстане вынуждены закупать биопротезы за рубежом, либо обходиться механическим аналогом, который выполняет только декоративную функцию.

На суд жюри ребята представили собственноручно ими разработанный бионический (функциональный) протез руки, который стоит не более 90 000 тенге и реагирует на мышечные импульсы. Правда, летом команда презентовала прототип с голосовым управлением, что тоже впечатлило. По команде студентов, бионическая рука разжимала и сжимала пальцы, показывала различные жесты, а в конце подняла вверх большой палец, словно говоря: «Все отлично!»

Сегодня, по прошествии полугода, уже разработан именно бионический (мышечно-импульсный) протез.

«Мозг» команды - Елдос Сабит из Инновационного Евразийского Университета (ИнЕУ), рассказал, что заинтересовался темой протезирования рук после того, как ему отрезало фалангу указательного пальца на левой руке (он увлекается резьбой по дереву). Восстановить утерянную конечность в больнице не удалось, и Елдос сам приступил к решению проблемы.

Сегодня студент продолжает продвигать свой проект на конкурсах и других площадках в одиночку. На каком этапе находится стартап, чем еще он увлекается и каким видит свое будущее, читайте в интервью с Елдосом Сабитом.

Программист-финансист

- Елдос, расскажите о себе, на кого учитесь, чем увлекаетесь?

- Живу и учусь в Павлодаре, сначала учился в колледже ИнЕУ, потом поступил в университет ИнЕУ, на специальность «Финансы».

- Почему «Финансы»?

- Возможно, потому что мама по образованию бухгалтер, у нее свое ИП, и мне близка эта тема.

- А идея бионической руки появилась на проекте или раньше?

- Просто на момент запуска конкурса хотелось сделать какой-то необычный стартап, при этом еще я увлекаюсь программированием, изучал Arduino. И поэтому решил сделать бионический протез руки. Язык программирования, на котором сделан биопротез, – это плата Arduino, язык Arduino Wiring, упрощенный С++.

- Связываете свое будущее все-таки с финансами, программированием или конкретно своим проектом? Может, хотите совместить сферы? Например, на стыке финансов и программирования можно создавать финтехстартапы.

- Наверное, смотря, где повезет, где смогу заработать. К примеру, чтобы закончить «Kazbionic», нужно финансирование, но сейчас с этим небольшие проблемы. Я участвовал во многих конкурсах, но, в основном, мне говорят, что проект либо не подходит под направление конкурса, либо у нас слишком узкая ниша. Действительно, несколько специфичное направление - бионический протез, потому что они нужны людям с ограниченными возможностями, а их не так много по Казахстану.

- Сколько? Вы проводили исследования?

- В Казахстане примерно 4 000 инвалидов (именно с проблемами верхних конечностей). Но они используют тяговые протезы, то есть механические, без электроники, которые могут делать только одно движение – хватательное, например, просто хватать вещи: стакан или еще что-нибудь.

- А бионический что может делать?

- Кроме хватательного движения, он может общаться с помощью жестов, брать мелкие предметы, например, ручку, карандаш, ложку и т.д. А с тяговым протезом это не так удобно.

- А писать можно бионическим протезом?

- Да. Просто нужно один раз зафиксировать нужное положение, чтобы человеку было удобно, записать это положение в микроконтроллер (протеза – авт.), чтобы оно запомнилось, и можно будет брать ручку и писать.

О принципе работы и конкурентах

- У вас идея родилась после того, как вы случайно отрезали фалангу пальца?

- Да, незадолго до этого я поранил палец, а когда запустился конкурс, подумал, почему бы не сделать бионический протез и не подать его на конкурс? До этого я просто изучал Arduino, как с ним работать, какие можно проекты сделать, а потом случилась травма, запустился конкурс, и мы на тот момент были без идеи. И в результате всех этих обстоятельств родилась идея сделать протез, сначала на голосовом управлении, потом бионический.

- Как он работает?

- Электроды подсоединяются к мышцам человека, они могут находиться в любом месте, на предплечье, выше или ниже локтя, в любом месте можно прикрепить датчики. Когда вы напрягаетесь, сигнал идет в микроконтроллер, и процессор выполняет какие-то действия. Если нужно просто что-то взять – все 5 пальцев будут сжиматься, либо указательный и большой. Микроконтроллер может выполнять жесты, показать большой палец вверх («Все ОК»), либо V- это «Виктория», либо «Мир», и другие команды.

- Кроме вас, кто-нибудь в Казахстане делает такие протезы?

- Оказывается, предложение именно бионических протезов появилось в 2017 году, их производит  компания «М-бионик» под руководством Маулена Бектурганова. Он работает в Алматы, у него они уже готовы и выпущены на рынок. Я думал, что такого продукта у нас нет, в интернете не было об этом данных. Но они существовали всего год, и на момент конкурса в Аксу я не знал об этом.

У него там показан принцип работы, используется датчик MYO в виде браслета, который изначально предназначен для управления компьютером, но его можно использовать и для управления протезом. Там также вы делаете какие-то движения мышцами, и браслет может их обработать и выполнять какие-то жесты и хватательные движения.

  • У него есть преимущество перед вами?

В отличие от датчиков, которые подсоединяются непосредственно к мышцам, браслет удобен тем, что не стесняет движений, обычные датчики идут по всему телу проводами, это неудобно, а браслеты удобно снимать, одевать и носить. Но у него цена дороже.

- А вы хотите сделать более бюджетный вариант?

- Да. И мы продолжает совершенствовать наши датчики.

- Сейчас проект на каком этапе?

- Мы перешли с голосового управления на бионическое. Но чтобы сделать готовый протез, нужны датчики получше. Тот, что я купил, работает не автономно, то есть ему еще нужно отдельное питание. Но есть еще другие датчики, например, компания "Advanced Technology" (Великобритания) производит датчики EMG – в нескольких версиях, у меня была третья версия, есть еще четвертая. Он работает уже от непосредственно пауэрбэнка, а тот, который у меня сейчас, требует отдельное питание от 9-вольтовых батареек производства Китая и США.

- Сколько будет стоить ваш протез?

- С датчиком нового типа ориентировочно 1000 долларов.

- Какую гарантию вы даете на протез?

- Это зависит в том числе от аккуратности в эксплуатации. Если, к примеру, вы возьмете с помощью протеза 20- или 40-килограммовую гирю, либо ударите протез, то моторы могут сломаться.

- Ремонт осуществляете?

- Да, можно все разобрать, починить или заменить мотор, собрать все обратно. Это будет недорого.

- А само тело протеза – из чего изготовлено?

- Из АБС-пластика или ПВА-пластика, печатать протезы будем на 3D-принтере. Это дешево и легко осуществить. Напечатать один протез можно за неделю максимум, минимум за 2 дня.

«Я не оратор – это мое слабое место»

- Какое инвестирование требуется вашему проекту, чтобы запустить в производство?

- 480 тысяч тенге – это на несколько ЗD-принтеров, плюс примерно 10 кг пластика для печати, в бюджете проекта также были указаны комплекты деталей, которые нужны: датчики, моторы, и сами платы.

- Этой суммы хватит?

- Да, мы точно подсчитали.

- Во время обучения в Аксу вы продвинулись на пути к своей цели? Стали лучше понимать, что у вас есть, чего не хватает, и куда вам нужно двигаться?

- Когда в Аксу я защищал проект, нам сказали, что себестоимость слишком низкая и мы неправильно ее посчитали. К примеру, нам сказали, что у нас в любом случае среди заказанных деталей будет некоторое количество шлака, и мы должны это тоже заложить в себестоимость. Но если детали приходят негодные, сломанные, бракованные, мы можем их обменять или получить обратно полную стоимость за товар. Я считаю, судьи этого не учли. Но, в общем, мы поняли, что нужно просчитывать все риски. При представлении расчетов нужно было указать (прописать как примечание), что детали могут быть застрахованы и возможен возврат средств.

Либо, как сказали судьи, при печати может быть брак. Мол, принтер остановится, будет сбой программы, вам придется заново пускать на печать, и себестоимость тоже может вырасти. Мы возразили, что можно поставить резервные блоки питания, чтобы при печати не было остановки. Вообще я понял, что нам, и конкретно мне, не хватает ораторского мастерства, чтобы «продавить» свое мнение. Хотелось бы пройти отдельный курс на эту тему, в Аксу был такой тренинг, но мне не хватило. Я считаю, это мое слабое место.

- Кто понравился из спикеров в Big Ideas Camp?

- Аблай Юсупов (основатель и генеральный директор UpGrade Group – авт.), понравился больше всего. Потом Геннадий Ким (СЕО проекта Chocolife.me, основатель и СЕО Rahmetapp.kz, акционер Chocofamily Holding – авт.), Биржан Ашим (известный блоггер, аудитория – полмиллиона подписчиков) и спикер по сторителлингу (Марат Раимханов, независимый консультант в области связей с общественностью и корпоративных коммуникаций – авт.).

- Вы прошли уже через несколько конкурсов. Есть ощущение, что набираетесь опыта в выступлении перед инвесторами?

- Иногда, когда выигрываю, немного лучше становится. Например, в павлодарском конкурсе, организованном Центром развития молодежных инициатив. Но там не было призов, только грамоты и сертификаты. Во время конкурса мне сказали, хорошая идея, но ее нужно прорабатывать и продвигать дальше с тем, чтобы уже конечный продукт показать. Но сейчас на это не бывает времени. У меня только закончилась сессия, начинается практика, я начну более углубленно заниматься своей специальностью.

- Вы на каком курсе?

- На 4-м, оканчиваю университет, впереди экзамены, защита дипломной.

- Какая тема диплома?

- «Банковские ресурсы и управление ими», практику прохожу в банке.

«Нужен совет эксперта»

- Правильно я поняла, что вы сейчас находитесь в поиске инвесторов?

- Да. Я просто хотел бы, наконец, выиграть в каком-нибудь конкурсе, где выдавались бы целевые гранты на реализацию проектов. Я был бы рад попробовать на эти деньги создать протез. Появилась бы возможность на выигранные деньги нанять специалиста – помощника. Пока я двигаю проект один.

- А какого специалиста вам не хватает?

- Например, эксперта, который бы посоветовал, как сделать протез более легким и водонепроницаемым, либо как заставить его работать дольше.

- То есть нужен специалист по протезированию?

- Да. Либо дать совет, какой пластик использовать, чтобы он был не легковоспламеняющимся, не плавким. Например, пластик ПВА начинает плавиться при 90 градусах Цельсия, он легкоплавкий.

- По вашим ответам чувствуется, что участие ради участия не для вас, вам нужна победа. Это так, Елдос?

- Просто уже хочется добить конкретно этот проект, чтобы был какой-то продукт, чтобы им кто-то мог воспользоваться.

- Что дает вам мотивацию? Иными словами, что для вас главное – заработать деньги на проекте?

- Главное – добить проект и помочь людям.

- В Аксу у вас была команда? Сейчас вы один, почему?

- В команде были друзья, которые со мной учатся. Но проект я выбрал сам, захотел продвигать его сам. Друзья сейчас помогают мне морально, я просто не хочу их грузить. Они со мной были в команде, но выполнял основную работу я. Друзья просто не увлекаются ни программированием, ни решением проблем инвалидов. Они больше увлечены своей специальностью, учебой.

- Когда окончите вуз, планируете работать в банковской сфере?

- Либо в банковской, либо в налоговой, либо участвовать в тендерах, может быть, открою что-то свое. Я попробовал себя во всех сферах за эти 3 года. Пока просто иногда не везет, иногда нет времени. Поэтому пока не выбрал, скорее всего, пойду туда, где повезет или где больше понравится.

- Спасибо за интервью!