Интервью с директором Центра предпринимательства и инноваций ИнЕУ Зубираш Смагуловой
Инновационный Евразийский университет (ИнЕУ) — один из первых частных вузов в республике. По итогам 2019 года ИнЕУ занимает 12 место в рейтинге Независимого агентства по обеспечению качества в образовании. В 2017 году университет присоединился к проекту «Экосистема студенческого предпринимательства».
ИнЕУ — один их ведущих учебных заведений проекта, в котором предпринимательство стало ключевой целью Стратегии университета. Сегодня университет представляет образовательную траекторию по предпринимательству как обязательный компонент обучения студентов всех курсов и всех специальностей.
Как на вас повлиял проект? Что изменилось в вашей жизни с появлением проекта?
Я начала лучше разбираться в предпринимательстве, улучшила навыки работы со студентами, отточила мастерство проведения тренингов, да и в целом проапгрейдила свои знания. Благодаря проекту начала наращивать взаимодействие с предпринимателями Павлодарского региона. В профессиональном плане как я, так и преподаватели, которые участвовали в событиях проекта «Экосистема студенческого предпринимательства», выросли. Мы вовлекаем их в качестве менторов для студенческих стартапов, где они помогают ребятам улучшать и продвигать свои идеи.
Проект повлиял на меня так сильно, что подтолкнул и к личным изменениям. Ранее я курировала проект, являясь деканом факультета «Бизнес, образование и право», но теперь покинула эту позицию. Когда я принимала решение, у меня были мысли о создании собственного бизнеса и развитии в этом направлении, потому что есть необходимые контакты и навыки. Но решила остаться в университете, потому что это направление для меня важно. Тогда я и пришла с инициативой к руководству университета о создании Центра предпринимательства и инноваций, который будет развивать предпринимательство на системном уровне.
Как вы используете знания, полученные в рамках летних школ и специальных событий?
Летние предпринимательские школы как для студентов, так и для преподавателей и сотрудников очень продуктивные. Взаимодействуя вместе, можно достигнуть общих целей. Именно в таких местах, как YbyraiCamp (летняя школа предпринимательского образования) люди, не зная друг друга, общаются, обмениваются опытом, спорят, находят новые идеи для развития проектов. Все это происходит в духе взаимодействия и открытости. Тренинг по дизайн-мышлению оставил сильные впечатления, теперь всегда думаю об эмпатии, как о пути лучшего понимания клиента.
Мы улучшили свои навыки управления проектами. Сейчас я любую деятельность рассматриваю как проект: он ограничен во времени и бюджете. Понимание проектного управления помогло мне проблему рассматривать как проект, который всегда можно решить и получить выгоду. Инструменты дизайн-мышления, которыми делились на YbyraiCamp, например, генерация бизнес-идей, очень важны для нас в преподавании дисциплин. Дизайн-мышление позволяет смотреть на проблему по-другому, с разных точек зрения, и находить более оптимальные решения.
Как изменился университет с начала участия в проекте?
В 2017 году, когда партнерство компании ERG, Алматы менеджмент университета и Ассоциации друзей Тель-Авивского университета в Казахстане предложили руководству Инновационного Евразийского университета стать резидентами проекта, мы, не раздумывая, согласились. Мы начали активно внедрять предпринимательский подход к образовательным программам и создавать внутреннюю экосистему. Однако внутри университета мы столкнулись с волной непонимания.
Коллеги задавались вопросами: “А что предпринимательство даст нашим выпускникам? Если завтра наши технари пойдут работать на завод, зачем им это предпринимательство?”. Это непонимание и сопротивление чувствовалось в атмосфере университета. Это исходило от кафедр и преподавателей, но руководство университета оказывало всеобъемлющую поддержку. Часто от преподавателей студенты слышали: «Занимайтесь своими профильными предметами, не обращайте внимания на предпринимательство, зачем вам такие дисциплины, как «Ведение бизнеса» или «Генерация бизнес идей»?»
Но сейчас, когда проекту «Экосистема студенческого предпринимательства» уже 4 года, Инновационный Евразийский университет пропитан духом предпринимательства. Это стало неотъемлемой частью университетского ДНК, это стало важно не только руководству университета или мне, координатору внедрения предпринимательского образования, но и каждому сотруднику, преподавателю и студенту.
Мы понимаем, что предпринимательство — это не только про бизнес, это способ мышления и определенный набор компетенций, который нужно взращивать в студентах. Не важно куда они завтра пойдут работать: на завод, в компанию, в государственные органы или в некоммерческие организации, – везде они будут востребованными специалистами. Два года назад мы определили, что у нас есть четкая образовательная траектории по предпринимательству. Сейчас и студенты, и преподаватели понимают, что предпринимательские дисциплины настолько же важны, как и профессиональные дисциплины.
Как университет перестроил свои образовательные программы с момента включения в проект?
Став частью #EcoSystemERG мы поняли, что предпринимательство — это не одна дисциплина в течение всего периода обучения, это траектория. И обучение предпринимательству должно быть постепенным. Так начала формироваться стратегия.
Предпринимательское мышление должно постепенно формироваться у студента в течение четырех лет. Предпринимательская траектория, которую мы спроектировали, такова: на первом курсе студенты изучают дизайн-мышление, генерирование идей, учатся формировать бизнес-идеи и создавать бизнес-модели. На втором курсе студенты изучают самоменеджмент и технику презентации, здесь они учатся позиционировать себя и свой проект или бизнес-модель.
На третьем курсе студенты учатся составлять бизнес-планы и имеют возможность представить их реальному инвестору. На четвертом курсе в дисциплине «Экономика и предпринимательство в отрасли», они рассматривают экономические аспекты своей отрасли, например, в ветеринарии или физкультуре. Студенты изучают возможности для развития предпринимательства в своей профессиональной сфере. Так, ветеринар, если не найдет работу в своей отрасли, сможет открыть частную ветеринарную клинику, потому что он обладает предпринимательским мышлением и полноценным набором инструментов для ведения бизнеса.
В таком неспешном ритме и плавном переходе с курса на курс мы видим устойчивую динамику развития студента. Например, стартап Fruchos по производству фруктовых чипсов. Для его основательниц, Виктории Санюты и Дианы Койчубаевой я вела занятия с первого курса. Это были девушки, обучавшиеся на специальности «География», которые не собирались быть предпринимателями. Но сейчас мы видим, как они к четвертому курсу профессионально выросли. Сегодня они могут быть не только учителями географии, но и, являются успешными бизнес-леди, наставниками для студентов и их стартапов.
Конечно, когда мы начинали внедрять предпринимательскую траекторию обучения, студенты не понимали, зачем им предпринимательство. В последующие годы мы во время «Недели первокурсника» стали проводить интерактивные встречи с первым курсом, чтобы объяснить, зачем необходимо обучение предпринимательству и что они от этого получат. Часто интерактивные встречи проходят в формате деловых игр. Мы хотим, чтобы у студентов была здоровая конкуренция и соревновательный дух. Это помогает дать ориентир для первокурсников на предпринимательских дисциплинах.
На первом курсе в рамках дисциплины «Генерация бизнес идей» они в поиске новых возможностей. Бывают случаи, когда в течение четырех лет студенты работают над одной и той же идеей, бывает, когда они ее меняют и представляют новые идеи и проекты. Студенты сейчас креативные, мобильные, и понимают, чего хотят в жизни.
Что университет делает для поддержки стартапов?
Наш университет и руководство университета считают, что мы должны дать в полном объеме все знания, навыки и компетенции в сфере предпринимательства. Если у студентов есть инициатива, идеи и стартапы, то университет готов предоставить помещение (бесплатно сроком до 1 года), оргтехнику и консалтинговую помощь. Все это доступно в рамках Бизнес-инкубатора ИнЕУ. В течение года мы стараемся максимально вложить в развитие команды и стартапа, а уже через год они должны выйти на самоокупаемость и самостоятельно платить за аренду.
Например, студенты организовали буфет на территории университета, в первый год аренда была 0 тенге, а через год они вышли на окупаемость и стали платить за аренду. Да, это не инновационный бизнес, но это один из проектов, в котором студенты учатся управлять бизнесом и совершать ошибки в знакомой им среде. И самое главное, что это проект от студентов для студентов, что в целом влияет на создание лучшей среды внутри университета.