Два года назад в Казахстане стартовал проект «Экосистема студенческого предпринимательства», инициированный компанией ERG (Евразийская Группа) и реализуемый Ассоциацией друзей Тель-Авивского университета совместно с Almaty Management University (AlmaU).
В проекте, направленном на развитие предпринимательских навыков у студентов, приняли участие и региональные университеты. Одним из них стал Медицинский университет Караганды. Об итогах двухлетней работы в рамках проекта рассказывает проректор по учебно-методической работе вуза Виктор Риклефс.
- Виктор Петрович, Медицинский университет Караганды имеет богатую историю. Расскажите, почему вы решили развивать у будущих медиков еще и бизнес-навыки?
- Действительно, Карагандинский медицинский, помимо богатой истории, имеет неплохие позиции во многих рейтингах: например, в рейтинге образовательных программ НПП «Атамекен» за 2018 год университет занял 1 место по специальностям «Общая медицина» и «Стоматология», 2 место по специальностям «Общественное здравоохранение» и «Фармация», 3 место по специальности «Сестринское дело». В 2018 году получен статус три звезды в рейтинге QS Stars, проводимой экспертами Quacquarelli Symonds. Центр практических навыков университета был отмечен наградой ASPIRE «Excellence simulation-based healthcare education» аккредитационным комитетом АМЕЕ и вошел в список симуляционных центров Европы, признанных аккредитационным органом SESAM и в Международный Директорий симуляционных центров аккредитационного органа SSH.
На позициях топ-менеджеров вуза работают ученые Европы: Вайва Хендриксон (Вильнюсский университет, Литва), Марк Руис Соррилья Крусате (университет Барселоны, Испания), Ксин Ши (Манчестер метрополитен университет, Великобритания), Хьюго Бражиони (Университет Лунд, Швеция).
Университет является участником 4 программ кредитной мобильности «Эрасмус+»: Университет Пуатье (Франция), Университет Порто (Португалия), Ясский университет им. Александра Кузы (Румыния), Университет Аристотеля в Салонниках (Греция). Сегодня мы ведем 6 проектов Erasmus+, в том числе являемся грант-холдером в двух проектах: “TRUNAK: Transition to University Autonomy in Kazakhstan” и TAME “Training Against Medical Error”.
Нужны ли будущему медику навыки предпринимательства? Конечно, нужны. Мы хотим, чтобы наш выпускник умел не только лечить, не только создавать новые технологии в медицине, но и мог запатентовать и монетизировать эту технологию, открыть собственное дело, в конце концов, попробовать себя в чем-то, помимо медицины, если возникнет такая необходимость или желание.
- Как давно вуз участвует в проекте «Экосистема студенческого предпринимательства»?
- Поскольку идея молодежных стартапов нам близка (мы считаем, что в Казахстане имеют большой потенциал стартапы, связанные с медициной, профилактикой заболеваний, правильным питанием, спортом), в 2017 году университет принял участие в республиканском бизнес-марафоне и получил право войти в пул казахстанских университетов, реализующих проект «Экосистема студенческого предпринимательства». Стоит отметить, что наш вуз – единственный медицинский университет, принимающий участие в данном проекте. Благодаря проекту «Экосистемы студенческого предпринимательства» внутри университета разработан отдельный проект «Внедрение и развитие предпринимательского образования».
- За время участия в проекте что-то изменилось внутри университета? Есть какие-то измеримые результаты?
- Есть, как количественные, так и качественные. Например, в продолжение проекта на базе университета прошел 2-й республиканский мейкатон «ТОМ: Kazakhstan», на котором изобретатели изготовили прототипы для людей с ограниченными возможностями, что послужило решению их социально-бытовых проблем. Многие из этих прототипов в настоящее время проходят процедуры на получение патента.
В развитие проектов мейкатона, сразу после заключительного этапа, мы в университете оборудовали лабораторию технического творчества, где трудятся студенты. Они будут дорабатывать прототипы и продолжать искать решение задач в области практической медицины, разрабатывать инновационные проекты.
На это же нацелено наше активное участие в движении «Enactus». Цифровизация – это еще одно направление, которое мы развиваем. В 2018 году мы провели I республиканский студенческий хакатон «Health tech», целью которого является реализация социально-значимых и инновационных приложений в области здравоохранения.
Мы выстроили совместную плодотворную работу с Фондом развития предпринимательства «Даму» и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Теперь действующие предприниматели, специалисты в области предпринимательства выступают в качестве лекторов, проводят семинары-тренинги для всех заинтересованных студентов и преподавателей.
За период реализации проекта организовано участие вуза в 3 республиканских конкурсах по продвижению студенческого предпринимательства. Оказана практическая помощь в реализации студенческих стартапов. Ряд сотрудников обучились в Казахстане и за рубежом методологии и практике создания таких образовательных программ; в текущем году мы открываем коворкинг-центр, создаем бизнес-инкубатор.
- Изменилось ли поведение участников проекта, на ваш взгляд? Их отношение к жизни, к себе, к окружающим, к альма-матер, в котором они учатся?
- Безусловно, изменилось. Если говорить о студенчестве, то мы замечаем нарастающий интерес обучающихся к реализации собственных проектов, к изучению дисциплин, помогающих овладеть определенными компетенциями, необходимыми для формирования специалиста XXI века, конкурентоспособного на мировой арене.
Самое главное, что внутри университета сформировано мнение о важности предпринимательского образования в условиях перехода Казахстана к четвертой промышленной революции, основой которой является развитие предприимчивости у молодого поколения казахстанцев.
- Расскажите о наиболее интересных стартапах и ребятах, которые принимали участие в конкурсах, лагерях, организованных в рамках программы «Экосистема студенческого предпринимательства»?
- За время участия наших студентов в проекте у них родилось множество идей, и многие из них уже реализованы.
В прошлом году проект инновационной губки для обуви Савина Никиты, Ким Александры и Куанышбаевой Гульназ стал победителем в Летней предпринимательской школе «Big Ideas Camp». В настоящее время производятся испытания опытных образцов, и мы очень надеемся, что в скором будущем данное изобретение будет запатентовано и получит широкое применение в обществе.
Не менее интересным стартапом является проект, представленный участниками команды «Enactus» Ыбырай Даулетом и Маликовой Айжан «Қара сабын». Это экологическое мыло на основе старинных народных рецептов степняков. Радует, что данному косметическому средству нет аналогов не только в Казахстане, но и за его пределами.
Также, в продолжение развития проектов «TOM: Kazakhstan» было принято решение о их продвижении в рамках программы «Экосистема студенческого предпринимательства». Так, проект Ивачева Павла «Транспортное средство для перемещения инвалидного кресла с человеком по ступеням лестницы с помощью ассистента» проходит процедуру на получение патента. Сам же проект представляет собой отдельное автономное устройство, которое временно фиксируется к инвалидному креслу с инвалидом, для преодоления лестничных маршей. Изобретение относится к реабилитационной технике, конкретно к универсальным мобильным лестничным подъёмникам и может быть использовано для перемещения человека с ограниченными возможностями в инвалидном кресле с помощью ассистента по ступеням лестницы и по ровной поверхности между лестничными маршами.
Проектов много, идей еще больше, и ректорат медицинского университета готов развивать инициативу студентов.
- В чем, как вы считаете, сильные стороны проекта «Экосистема студенческого предпринимательства»?
- На наш взгляд, сильной стороной проекта является его простота. В легкой форме рассказываются основы предпринимательства, приводятся конкретные примеры и происходит обмен идеями, мыслями. Создается своего рода площадка, призванная сформировать предпринимательскую культуру, помочь ее осознать, принять и развивать в дальнейшем.
Мы желаем проекту долгих лет реализации, привлечения новых вузов-партнеров, в том числе, зарубежных. Думаю, было бы интересным изучить опыт наших иностранных коллег, ознакомиться с их видением относительно развития студенческого предпринимательства.
- Какова, на ваш взгляд, роль таких проектов, как «Экосистема студенческого предпринимательства» в жизни страны?
Такие проекты дают главное – возможность формирования теоретической базы для реализации практического студенческого предпринимательства, формирования команды специалистов для дальнейшей реализации предпринимательского образования, реализации потенциала студентов и преподавателей, развития их творчества и овладения ими новыми навыками.